Французский политолог: Пока Путин у власти, военный конфликт будет продолжаться

Статьи и рассылки / Themen / Ukraine
Information
[-]
Военный конфликт Украины с Россией  

***

О влиянии санкций против РФ на окончание военного конфликта в Украине

Экономист Сергей Гуриев программе Conflict Zone рассказал о влиянии санкций против РФ на окончание военного конфликта в Украине, а также о том, в каком состоянии сейчас находится российская экономика.

В прошлом один из ведущих экономистов России, ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев 10 лет назад неожиданно бежал во Францию, где сегодня, являясь профессором экономики и проректором парижского Института политических исследований, занимается изучением авторитарных режимов. В эксклюзивном интервью Саре Келли в программе DW Conflict Zone он рассказал, почему западные санкции не привели Россию к макроэкономической катастрофе и предположил, что произойдет со страной после ухода президента Владимира Путина. 

Издание DW: - Президент Путин, как говорят, использует резервы своей страны, чтобы закрыть брешь в бюджете, возникшую из-за санкций? Как долго он сможет финансировать военную спецоперацию на фоне экономических проблем и военных неудач? 

Сергей Гуриев: - Это зависит от многих факторов. Путин уже столкнулся с серьезными финансовыми ограничениями. Теперь финансирование войны дается ему с трудом. Однако и сейчас у него есть ресурсы, в том числе и те, которые он накопил в 2022 году, когда Запад заморозил активы Центрального банка России, но продолжил покупать российские нефть и газ, давая Путину деньги.

И все же мы видим, что, например, за последние полгода линия фронта практически не изменилась. И это тоже влияние экономических санкций. Санкции ограничивают возможности Путина убивать украинцев.

В данном конкретном случае я бы сказал, что военная спецоперация будет продолжаться до тех пор, пока Путин находится у власти. Но сколько еще будет убито украинских солдат, гражданских лиц, сколько еще будет разрушено городов - зависит от того, сколько денег мы ему позволим получить. 

- Санкции, должны были привести к макроэкономической нестабильности РФ. Произвело ли на вас впечатление то, как российский Центральный банк справился с их последствиями? 

- Действительно, когда в конце февраля, фактически на третий день военной спецоперации, люди увидели санкций, введенные против российского Центробанка, многие эксперты подумали, что Россия пойдет по пути Ирана или Венесуэлы и потерпит макроэкономическую катастрофу. Санкции были беспрецедентными, поэтому породили беспрецедентные, нереалистичные ожидания. Но российская макроэкономическая команда гораздо более компетентна, чем ведущие банкиры и министерства финансов в других странах, попавших под санкции.

Таким образом, российский Центральный банк справился с инфляцией, с оттоком капитала и фактически избежал макроэкономического коллапса. При этом я должен сказать, что российская экономика находится в рецессии. Значительно снизились качество и уровень жизни россиян. 

- Но если мы посмотрим на российский Центробанк, а вы только что признали, что он играет ключевую роль в спасении экономики, то не являются ли люди, которые им управляют, соучастниками вторжения в Украину и тех ужасных военных преступлений, которые мы видим? 

- Будь я на их месте, я сразу бы уволился. Потому что, действительно, каждый дополнительный доллар, который вы экономите для российского бюджета, вы экономите, чтобы отдать его Путину. А он на эти деньги постарается убить еще больше украинцев. Но людям в Центробанке удается убедить себя, что они спасают российское население от нищеты, от гиперинфляции. Вы всегда можете посмотреть в зеркало и объяснить себе, почему вы все еще там. Однако эти люди, которые продолжают поставлять ресурсы для военной машины Путина, на самом деле подрывают будущее России. 

- Как вы думаете, они могут уйти? 

- Путинский режим крайне жесток. Путин убивал людей, которые его предали или выступали против него и против его режима. Мы не должны забывать об убийстве Бориса Немцова в 2015 году, о покушении на Алексея Навального в 2020 году. И прямо сейчас о "суде" - в кавычках - над Владимиром Кара-Мурзой, которого путинский режим пытался убить дважды. 

Поэтому я бы не стал осуждать людей, которые и сейчас работают на Путина, но на их месте постарался бы бежать как можно скорее. Что я и сделал в 2013 году. 

- Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что план Запада по изоляции России потерпел фиаско. Есть ли в этом хоть доля правды? Недавно лидер Китая стоял рядом с Путиным во время своего государственного визита. Многие страны глобального Юга, в том числе Африки, для которых Россия является крупным экспортером оружия, отказались осудить вторжение в Украину. 

Если вы посмотрите на голосование в ООН, то увидите, что тех, кто напрямую поддержал Россию, очень-очень мало. Сирия, Эритрея, Никарагуа - буквально пять стран, которые выразили поддержку России.

Теперь о Китае, это чрезвычайно важно. Я очень рад, что Китай не поставляет оружие России. Если бы Пекин решил следовать декларированной идее безграничной дружбы, то он предоставлял бы Москве оружие и наличные деньги без ограничений, и санкции не работали бы.

Сейчас же мы видим, что Россия вынуждена покупать боеприпасы и оружие у Ирана и Северной Кореи, качество которых гораздо ниже, чем китайского оружия и технологий. Таким образом,у российско-китайской дружбы есть вполне определенные границы.

Да, Китай не является союзником Запада в этой войне. Да, Индия продолжает покупать российскую нефть. Но все же не стоит говорить, как сказал Лавров, что остальной мир, поддерживает Россию. 

- Вы отметили снижение уровня потребительских расходов, например, в прошлом году. Насколько сильно это ощущается и может ли это вылиться в реальное сопротивление общества Кремлю? 

- Мы говорим о моменте, когда общество поймет, что так больше продолжаться не может. И это приведет к массовому протесту, полиция присоединится к протестующим. Путин очень волнуется по этому поводу. Он платит все больше ОМОНу и не посылает его в Украину. Он не использует Национальную гвардию для войны, потому что Нацгвардия нужна ему для избиения потенциальных протестующих.

Если представить, что вы живете в Германии или Великобритании и качество вашей жизни падает на 10 процентов, то на улицах начнутся массовые протесты. В России все иначе. Если вы протестуете, вас избивают, пытают и сажают в тюрьму на десять лет. Так что это очень репрессивное государство. Это не Россия 2013 года и даже не 2020 года. Сейчас мы говорим о таком уровне репрессий, какого не видели с советских времен. 

- Покинув страну в 2013 году, вы заявляли, что, несмотря на то что вы стали мишенью для следствия, у вас нет никаких проблем с Путиным или Медведевым. Вы сожалеете о том, что сказали это? 

- Я думаю, что это было не очень точно сформулировано. На самом деле, я имел в виду, что мне не нужна личная защита Путина или Медведева от российской системы "правоcудия". У меня возникли проблемы с Путиным и Медведевым из-за созданной ими системы, при которой человек, высказывающий свое мнение, подвергался преследованиям и угрозам. 

- Что могло с вами случиться, если бы вы остались? 

- Я получал разные сигналы. Порой Путин посылал мне сигнал, что мне ничто не угрожает. Иногда - что меня могут арестовать. А иногда люди говорили, что истинный источник проблем - это поддержка Алексея Навального. А вы знаете, что происходит с людьми, которые поддерживают Навального, а также с ним самим? Я человек не храбрый, поэтому предпочел отъезд. 

- Более 20 лет назад Путин приехал в Берлин и на немецком языке произнес очень известную речь перед бундестагом, сказав, что "холодная война закончилась". Это был просто фарс? Как вы считаете, был ли у него всегда план, направленный на создание империи, или его цели изменились со временем? 

- Мы знаем, что он всегда был коррупционером и управлял своим окружением, как шеф мафии. Поэтому, как только он пришел в Кремль, начал строить свой дворец в Геленджике. Так что он не строитель империи. Он, скорее, строитель дворцов. А это совсем другое дело.

Но со временем он понял: для того чтобы охранять свои дворцы, а у него их около 20, нужно создать нарратив восстановления советской империи. И если вы повторяете это в течение десяти лет, то в конце концов сами начинаете в это верить.

Но начинал он с идеи: "Живи и дай жить другим". Условно говоря, я строю свои дворцы. Но, может, экономический рост будет настолько сильным, что все смирятся и с моей коррупцией, и с централизацией власти. Но в конце концов, когда экономический рост остановился, он подумал: мне нужен новый нарратив. И поэтому он аннексировал Крым. Он сказал россиянам: "Знаете, у вас не будет роста доходов, но вы будете частью империи". И, конечно, большую роль сыграла пандемия. В течение двух лет Путин был очень изолирован. Он общался лишь с несколькими людьми, которые только укрепляли его проимперский, антизападный нарратив. 

- Вы писали о том, что, когда Путин пришел к власти в 2000 году, он работал над сохранением видимости демократии. Но когда вернулся к президентству в 2012 году, его программа действий изменилась. Она больше напоминала правление при помощи страха. Что изменилось? 

- Российская экономика практически удвоилась в первые десять лет правления Путина. И он пользовался популярностью, потому что обеспечивал рост доходов и потребления, и всех это устраивало. А потом, поскольку он был коррумпирован и не хотел иметь систему сдержек и противовесов, не хотел иметь демократическую подотчетность, экономический рост сошел на нет. Если вы просто посмотрите на цифры, то увидите, что в России было значительное падение ВВП в 2009 году во время мирового экономического кризиса, затем экономика восстановилась до докризисного уровня.

А потом она перестала расти, потому что экономикой управляло государство, кумовской капитализм. Друзья Путина контролировали всю экономику. Поэтому ему нужен был новый нарратив. Но это также был и выбор Путина - не проводить реформы, не бороться с коррупцией, не позволить государству стать прозрачным и хорошо управляемым. И в конечном итоге это привело к тому, что он сделал, - аннексировал Крым, занял антизападные позиции и начал постепенно наращивать уровень репрессий. 

- Вы сказали, что Путин построил режим таким образом, что без него эта система рухнет. Как долго может продержаться Путин и что произойдет потом? 

- Cовершенно верно. Система построена на личности Владимира Путина. Он дает понять своему окружению, что они не смогут функционировать без него. Они уничтожат друг друга, если Путин исчезнет. Это означает - а Путин смертный человек, и он не молод - что когда его не станет, система должна будет измениться. Как? Сначала они будут пытаться координировать свои действия между собой, но в конце концов увидят, что ни у кого из них нет подлинной поддержки со стороны населения. И, чтобы получить ее, они либо установят что-то вроде северокорейского режима с жесточайшими репрессиями (а я сомневаюсь, что это сработает, потому что Россия - это гораздо более сложное, промышленно развитое и образованное общество), либо им понадобится экономическое процветание, и для этого придется вести переговоры с Западом и Украиной о снятии санкций. Так что мы увидим что-то вроде новой перестройки, если Путин уйдет.

Умрет ли Путин, убьют ли его, или же отстранят от власти? Это очень сложный вопрос. Недемократические режимы меняются непредсказуемым образом. 

- Что насчет возмещения ущерба и правосудия? Как вы думаете, мы увидим Путина в суде? 

- Думаю, что Путин сделает все возможное, чтобы избежать этого. И все же мы видели, например, что Слободан Милошевич был доставлен в Гаагу. Так что всякое бывает. 

- Как общество сможет переосмыслить ужасы, совершенные в Украине? Есть ли у вас надежда, что перемены произойдут в ближайшее время? 

- Простым этот процесс не будет. Германия прошла через это после 1945 года. И это было нелегко. Но сейчас Германия - свободная, демократическая, мирная страна. Некоторые люди даже сказали бы, что слишком мирная.

Россия не является генетически неполноценной. Тот, кто говорит, что Россия всегда останется автократической, - русофоб и расист. Надеюсь, что мы сможем восстановить страну и создать свободную, демократическую, проевропейскую Россию.

Автор Сара Келли

Источник - https://p.dw.com/p/4QOL3

***

Приложение. Длинные руки Гааги: как будут судить за военную спецоперацию России в Украине

Ордер МУС на арест президента РФ Владимира Путина стал самым ярким сигналом того, что за военную спецоперацию в Украине будут судить. Что следует знать о судебных процессах и в чем их сложности?

Киев все чаще требует от международного сообщества реагировать на военные преступления, совершенные в ходе военной спецоперации России против Украины. Один из недавних примеров - видео с обезглавливанием предположительно украинского военнопленного российскими бойцами. Министерство иностранных дел Украины призвало  Международный уголовный суд (МУС) в Гааге "обратить внимание" на этот случай, все обстоятельства которого пока не известны.

Привлечь к ответственности виновных в военной спецоперации России против Украины - одно из ключевых требований правительства в Киеве. Этого ждет украинское общество, в этом Украину поддерживают западные партнеры. Судебных процессов, очевидно, будет несколько, проходить они будут в разных инстанциях и по разным обвинениям. Эксперты говорят о "гибридных" процессах, основанных как на украинском, так и на международном законодательствах. Из-за большого числа подозреваемых основная нагрузка в таких случаях ложится на национальную систему правосудия, отметила в беседе с изданием DW украинский эксперт, специалист по международному праву Анна Вишнякова. Роль международных судов она видит в "образцово-модельных кейсах". Главным местом проведения таких судов, судя по всему, станет Гаага.

МУС ждет Путина…

В марте 2023 года МУС выдал ордер на арестпрезидента России Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка в управлении делами президента РФ Марии Львовой-Беловой. Их подозревают в военном преступлении - "незаконной депортации населения (детей)" с оккупированных территорий в Россию.

Это самое громкое дело в связи с военной спецоперацией России в Украине и первый в истории ордер на арест президента РФ. Ни Украина, ни Россия не ратифицировали так называемый Римский статут, на основании которого действует МУС, но Украина признала его юрисдикцию для расследования преступлений, совершенных на ее территории. Страны-участницы Римского статута обязаны арестовать подозреваемых на своей территории и передать их МУС. Германия заявила, что так и поступит.

…но не сможет судить президента РФ заочно 

Даже если расследование завершится быстро, процесс начнется не скоро. Россия отвергает обвинения, не признает МУС и не выдает ему своих граждан. Кроме того, процесс не может пройти заочно. "Презумпцию невиновности никто не отменял, это гласная процедура, для МУС присутствие обвиняемого в зале обязательно", - пояснила изданию DW юрист и эксперт по международной защите прав человека Мария Воскобитова. По ее мнению, в ближайшие годы шансы увидеть Путина на скамье подсудимых в Гааге малы, но со временем ситуация может поменяться.

Воскобитова ожидает в МУС "несколько процессов против нескольких высокопоставленных лиц". В то же время "уголовных процессов против исполнителей на уровне МУС мы, скорее всего, ожидать не можем", говорит юрист. По ее словам, суд в Гааге ведет большие и сложные процессы, которых за все время его существования было всего около 50. 

Почему трудно доказать геноцид в Украине

МУС был одним из первых международных судов, в который обратилась Украина после аннексии Крыма и начала войны в Донбассе. Обращения касаются предполагаемых преступлений с конца ноября 2013 года, то есть с начала Евромайдана, до настоящего времени. Речь идет о военных преступлениях, преступлениях против человечности или геноциде.

Обвинения в геноциде часто звучат в странах, в которых идут войны, говорит Анна Вишнякова. По ее словам, важно различать юридическое и социально-политическое понятие геноцида. В юридическом смысле это касается четырех групп - национальной, этнической, религиозной или расовой. "Сложность заключается в том, чтобы доказать - преступление происходит в первую очередь против украинцев как нации и/или этноса и на национальной и/или этнической почве. И также мы говорим в первую очередь о физическом и биологическом, а не культурном уничтожении", - отмечает Вишнякова. "Надо доказывать наличие геноцидального умысла для каждого преступника отдельно", - объясняет юрист. Это же касается и жертв: "Доказывание состоит в том, что конкретный человек был убит не потому, что он украинец, а для того, чтобы уничтожить всех украинцев вообще".      

Международный спецтрибунал еще предстоит создать

Одно из основных обвинений в связи с военной спецоперацией России против Украины - преступление агрессии - МУС не может расследовать: оно не в его юрисдикции. На этом фоне звучат предложения создать специальный международный трибунал по Украине. Его задачей будет привлечение к ответственности высшего политического и военного руководства России. Как именно это будет происходить, будет ли участвовать в создании такого трибунала ООН и в какой форме, пока не понятно. Международные трибуналы по Югославии и Руанде были созданы Советом Безопасности ООН, в случае Украины эксперты исключают этот путь из-за ожидаемого вето России.

Идею создания спецтрибунала поддержали парламент ЕС и Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). Правительство Нидерландов заявило, что готово разместить этот судебный орган в своей стране. По данным МИД Украины, к середине апреля 2023 года создание спецтрибунала поддерживали более 30 стран. Для сравнения: Римский статут МУС ратифицировали более 120 государств.  

Международный суд ООН поддержал Киев, Москва проигнорировала

Несколько иная роль - у Международного суда ООН, который тоже расположен в Гааге. Через несколько дней после вторжения России Украина подала в этот суд заявление, в котором опровергала утверждение РФ о якобы геноциде на ее территории, которое Москва использовала для оправдания масштабной войны. Суд ООН в марте 2022 года поддержал Украину и призвал Россию остановить военные действия. Москва проигнорировала это решение.   

После аннексии Крыма и начала войны в Донбассе Украина обращалась в Международный суд ООН, обвиняя Россию в финансировании терроризма в Донбассе и нарушении прав крымских татар. В первом случае суд в 2017 году не поддержал аргументы Киева, во втором - обязал Россию соблюдать права крымских татар и право украинцев на образование на украинском языке.

ЕСПЧ - судьба поданых исков под вопросом

Остается еще Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге, куда Украина обращалась с исками против России неоднократно. Наиболее известные эпизоды связаны с аннексией Крыма и крушением малайзийского "Боинга"над Донбассом в 2014 году. В последнем случае к Украине присоединились Нидерланды, где в 2022 году Окружной суд Гааги вынес обвинительный приговор трем гражданам РФ и одному украинцу. В сентябре 2022 года Россия вышла из Конвенции о защите прав человека и основных свобод после того, как ее исключили из Совета Европы. Судьба поданных до этого исков теперь под вопросом, новые иски ЕСПЧ принять не может.

Автор Роман Гончаренко

Источник - https://p.dw.com/p/4QIPO


Datum: 25.04.2023
Hinzugefügt:   venjamin.tolstonog
Aufrufe: 144
Kommentare
[-]
 123plus | 26.04.2023, 04:40 #
Great article. The information gained through the article is impeccable. Thanks for the information you provided.
123plus
ava
shahtajqaiserofficial | 28.04.2023, 07:43 #
Discover the latest and high quality bridal dresses by Shahtaj Qaiser. With a wide range of colors and styles, Our Latest designs will make you feel at your big day. Shop now and elevate your wardrobe with the newest and most stylish dresses.
 Mushtaq | 29.04.2023, 12:31 #
Check out the latest afrozeh clothing online at Mushtaq. Explore the wide range of branded dresses online at Mushtaq clothing. Get your favorite dresses online in all over Pakistan at low prices.
ava
No nick | 04.05.2023, 06:24 #
It's such a good site for me. I came to visit during a difficult time, and it was a deep comfort to me. I will be very grateful and visit again to get consolation.안전놀이터추천    
 123vip | 12.05.2023, 05:06 #
Your article is such an informative article. It is glad to read such those articles. Thanks for sharing
123vip
  igoal88 ทางเข้า | 13.05.2023, 05:16 #
Wonderful idea, I think your ideas will be implemented and invent many other ideas.
<a href="https://www.igoal-88.net/entrance/   "> igoal88 ทางเข้า </a>
 123พลัส | 27.05.2023, 07:16 #
thank you for information  123พลัส
Ihre Daten: *  
Name:

Kommentar: *  
Dateien anhängen  
 


Subjektive Kriterien
[-]
Статья      Anmerkungen: 0
Польза от статьи
Anmerkungen: 0
Актуальность данной темы
Anmerkungen: 0
Объективность автора
Anmerkungen: 0
Стиль написания статьи
Anmerkungen: 0
Простота восприятия и понимания
Anmerkungen: 0

zagluwka
advanced
Absenden
Zur Startseite
Beta